ТКО

С 1 января 2019 года на территории Пермского края деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляет региональный оператор.

В Пермском крае региональным оператором по обращению с ТКО является Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» (ИНН 5903104539). 

Адрес: г. Пермь, ул. Монастырская, д. 4

Контактные телефоны: (342) 236-90-55, (342) 236-90-58

E-mail: info@te.permkrai.ru

Сайт: http://pkgyp-te.ru

Власти Прикамья выделяют региональному мусорному оператору «Теплоэнерго» очередную субсидию в 757 млн рублей. Из открытых документов Законодательного собрания видны серьезные разночтения в цифрах финансовых показателей, неэффективная работа с юридическими лицами. Формула условий «возврата субсидии» делает этот возврат нереальным и, в конечном итоге, предприятие на 60% будет финансироваться из бюджета. Зато зарплатный фонд ГУПа вырастет три раза за год.

Практически в одно время в Законодательное собрание региона поступили сразу несколько документов, которые касаются деятельности регионального мусорного оператора «Теплоэнерго». Это краткая справка о финансовых итогах деятельности предприятия в 1 квартале 2020 года, отчет об использовании государственных субсидий в прошлом году, законопроект о выделении еще одной субсидии в 757 млн рублей и предложение полностью снять с предприятия обязанность платить налог на прибыль. Последние документы — предмет рассмотрения пленарного заседания, а вот первые два — для «внутреннего употребления». Зато если рассматривать все документы в комплекте, то возникают сомнения в необходимости дополнительной поддержки «Теплоэнерго» и укрепляется точка зрения о последовательной неэффективности деятельности предприятия.

Три веселых цифры

Два месяца назад руководители мусорного оператора и министерства ЖКХ уже представляли в Заксобрание ключевые финансовые показатели по итогам 2019 года. Сейчас эти данные повторили в отчете по использованию субсидий. По идее, показатели должны совпадать. Однако, изменения есть и существенные. Доходы предприятия уменьшились, а расходы увеличились. В весеннем документе расходы ПКГУП «Теплоэнерго» обозначены в сумме 2 млрд 240 млн рублей.

В нынешнем — 2 млрд 451 млн рублей, причем в последнем случае без НДС (оба документа имеются в распоряжении редакции). Скакнули вверх, например, расходы на вывоз отходов на 108 млн рублей, появилась строка о расходах на захоронение ТКО, которой раньше не было. С другой стороны, уменьшились доходы предприятия с 2 млрд 476 млн рублей до 2 млрд 285,8 млн рублей. Если в марте мы читали «сумма поступившей платы 1 млрд 310 млн рублей (63% от начислений)», то в мае — «платежи потребителей услуги — 1 млрд 233 млн рублей». Сейчас официальный баланс выглядит так:

Но это еще не все. Обратите внимание, дебиторская задолженность по итогам года указана в размере 833,5 млн рублей. Между тем, в заключении Контрольно-счетной палаты Прикамья на законопроект о выдаче новой субсидии мусорному оператору указано, что «дебиторская задолженность предприятия составила 960,5 млн рублей». При этом КСП ссылается ровно на тот же финансовый отчет, на основании которого должны были делаться и все другие документы.

Итак, даже при беглом и неэкспертном взгляде, можно констатировать, что в один момент в Законодательном собрании края находятся сразу несколько документов иллюстрирующих финансовое положение ПКГУП «Теплоэнерго» ключевые цифры в которых расходятся друг с другом. Позволим себе не делать предположения, как это получилось, варианты уже разбирались ранее в материале Properm.ru. Но представляется странным, что депутатам регионального парламента предложили принимать ключевые решения о суммах в сотни миллионов рублей на основании противоречащих друг другу данных. По идее, все дальнейшие действия в парламенте надо было приостанавливать, как минимум до момента получения однозначной, корректной и тщательно проверенной информации.

Не дебиторкой единой

Удивительная история складывается и с использованием прежних субсидий из регионального бюджета. Точнее, с действиями и заявлениями руководства «Теплоэнерго» и МинЖКХ по этому вопросу. Итак, оператор официально получил в прошлом году 1 млрд 52 млн рублей. И все их потратил на выплаты перевозчикам и полигонам хранения отходов. Все правильно.

Смотрим дальше. Необходимая валовая выручка (то есть, вся сумма которую должно получить предприятие, чтобы покрыть полные расходы, далее НВВ) была заявлена на 2019 год в размере 3 млрд 738 млн рублей (с учетом НДС). Счетов предприятие выставило на 2 млрд 067 млн рублей, а получило, как мы уже знаем 1 млрд 233 млн рублей. Предприятие считает своими недополученными доходами разницу между первой и третьей цифрами, а не между второй и третьей. На странность подобного подхода указывает и КСП:

«…объем начислений ПКГУП «Теплоэнерго» закладывается существенно ниже, чем установленная органом регулирования при расчете тарифа величина НВВ, а расчет объема субсидий исходит из необходимости достижения именно величины НВВ».

Но еще гениальней поступило «Теплоэнерго» с оставшейся дебиторкой за прошлый год: «Взыскание дебиторской задолженности в размере 700 млн рублей затруднительно ввиду отмены единого тарифа и спорных ситуаций по начислению ЮЛ (юридическим лицам) в 2019 году». Что это значит? «Теплоэнерго», по сути, открыто заявило о своей неспособности полноценно работать с юридическими лицами, и хочет, чтобы эту неспособность и дальше оплачивал региональный бюджет.

Вот цифры, иллюстрирующие «масштаб» работы: на конец сентября 2019 года для 8 тыс. 522 юрлиц «Теплоэнерго» начисляло платежей на 80 млн рублей ежемесячно. На конец года юрлиц стало много больше (9,8 тыс. юрлиц) зато начисляемая база сократилась на 42 млн рублей. Итак, I квартал: 3,4 тыс. хозяйствующих субъекта — 47,4 млн рублей ежемесячно; III квартал: 8,5 тыс. хозяйствующих субъектов — 80,2 млн рублей ежемесячно; 2019 год: 9,8 тыс. хозяйствующих субъектов — 37,5 млн рублей ежемесячно. I квартал 2020 года: 14 тыс. хозяйствующих субъектов — начисление примерно 35,3 млн рублей ежемесячно.

14 тыс. хозяйствующих субъектов — это примерно 10% от общей численности в крае. В базе Пермьстата на начало 2020 года числится 62,4 тыс. предприятий и организаций плюс 73,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. В итоге: количество юридических лиц в базе мусорного оператора растет микроскопическими темпами, а сумма собираемых денег уменьшается из квартала в квартал. А зачем работать, если бюджет покроет затраты? Контрольно-счетная палата однозначно трактует такую ситуацию: «Считаем, что на бюджет Пермского края не могут быть переложены затраты предприятия, которые не связаны с тарифным регулированием, а обусловлены действиями (или бездействием) ПКГУП «Теплоэнерго».

На бюджетной игле

Ровно такую же схему объяснений на логичный вопрос: «А зачем вам еще 757 млн рублей?» «Теплоэнерго» предложило и на 2020 год, несмотря на то что предыдущая субсидия в 693 млн рублей вроде бы покрыла все потенциальные убытки. «Нет, — как бы говорит «Теплоэнерго», — мы же из-за коронавируса недополучим снова. Вот расчеты: Необходимая Валовая Выручка на 2020 год — 3 млрд 196 млн рублей, мы выставим счетов на 2 млрд 484 млн рублей. От этой суммы по прогнозам соберем только 54%. Вычитаем разнообразные кредиты и остатки предыдущих субсидий получим разницу 757 млн рублей. Дайте нам скорее деньги».

Финансово-экономическое обоснование на выдачу субсидии в 757 млн рублей новый министр ЖКХ Андрей Кокорев закончил следующим пассажем: «В случае, превышения в 2020 году сумм фактических поступлений платежей потребителей над суммой НВВ за 2020 год, субсидия подлежит возврату в бюджет Пермского края в размере суммы превышения фактических платежей потребителей над НВВ». Удивительно, как такое снесли депутаты Заксобрания? Посмотрите, на цифры в предыдущем абзаце: НВВ — 3,196 млрд, начисление платежей — 2,484 млрд рублей. Даже при 100% процентной оплате сумма НВВ не может быть набрана, это значит, что субсидию не вернут никогда, а сам пассаж министра только вводит в заблуждение. Вообще-то за такое в обществе 19 века дворяне в карточных клубах брались за канделябры.

Что не забыли сделать руководители предприятия, так это учесть растущие собственные аппетиты. Судя по прилагаемым документам, за 2020 год в компании трижды увеличат фонд оплаты труда: за первый квартал чистая (без налогов) зарплата составила 11 млн 850 тыс. рублей, с апреля ФОТ вырос до 22 млн в квартал, а в последние 3 месяца года предприятие потратит за зарплаты 28,5 млн рублей. Всего по году ФОТ с налогами превысит 100 млн рублей. А аренда уже теперь знаменитого офиса «Теплоэнерго» на набережной Камы (плюс другие помещения) будет обходиться налогоплательщикам в среднем в 3 млн рублей в квартал.

Как итог, предприятие, изначально заявленное как зарабатывающее и даже прибыльное, теперь находится на содержании регионального бюджета. Председатель КСП Геннадий Тушнолобов заявил, что в прошлом году «Теплоэнерго» компенсировали из бюджета 44% затрат, а в этом — уже более 60%: «Если так будет продолжаться, это плохо кончится».

Удивительно, но кроме КСП никто публично не высказался обо всем этом цифровом многообразии, чтоб не сказать, безобразии. Вице-премьер Ольга Антипина коротко поддержала выделение транша: «Эта субсидия необходима для погашения кассовых разрывов, которые образовываются из-за того, что снижается платежеспособность населения и бизнеса». Председатель комитета по бюджету Елена Зырянова оправдывала необходимость решения кризисом: «Компания не может прерывать деятельность и не может не предоставлять услугу в случае неплатежей, есть санитарные нормы. Она должна бесперебойно работать, вне зависимости от размера дебиторской задолженности. Мы вынуждены были принять положительное решение».

Если честно, то эти комментарии мало что объясняют. В официальных документах видны большие странности с цифрами, неэффективная работа с базами плательщиков, нежелание работать с дебиторской задолженностью. Судя по формулировке министра ЖКХ, отдавать субсидию руководители министерства и «Теплоэнерго» не предполагают, зато предполагают увеличивать затраты на персонал и содержать большой офис.

Мы твердо уверены, что эти люди и это предприятие должны организовывать работу в важнейшей отрасли региона по сбору и переработке ТКО? Мы уверены, что однажды не получим мусорный коллапс в крае?

Как известно любому человеку с советскими корнями из классического анекдота, в случае проблем на предприятии бессмысленно их решать путем перестановки мебели, надо менять ассортимент и качество предоставляемых услуг. Так вот в «Теплоэнерго» офис меняли, директора меняли, министра ЖКХ меняли, может уже в концепции что-то поправить?

Источник: https://properm.ru/news/society/185691/

Текст пермского юриста Виталия Степанова:

«Краевое правительство логично озаботилось определением новых нормативов накопления ТКО, в связи с чем провело конкурсные процедуры (закупка № 2590205114720000010) и заключило контракт с (внимание!) Ассоциацией операторов Пермского края в области обращения с отходами на 3 899 000,00 руб.

Руководителем этой организации значится видный единоросс, экс-замминистра строительства и ЖКХ Пермского края, экс-сотрудник «Т Плюс» Л.В. Мокрушин. В общем теперь поводов для волнения в плане честности нормативов накопления ТКО значительно поубавилось.

Такой мощной организации как Ассоциация операторов Пермского края в области обращения с отходами ожидаемо не смог составить достойную конкуренцию Волгоградский государственный технический университет, предложивший цену почти на 150 000 рублей ниже, но «отсутствуют на копиях трудовых книжек отметки работодателя о работе специалистов в организации участника конкурса на дату подачи заявок, т.е. на 24.04.2020, отметки – 04.03.2019, 26.02.2019». Вот такая закавыка…

Примечательно, что согласно министерским рекомендациям весенние замеры для определения нормативов лучше проводить в апреле, контракт от 19 мая, а работу хотят закончить уже в декабре и, соответственно, охватить все 4 сезона. Спешат!.. Дело в том, что в суде уже оспорены нормативы 2019 года и оспариваются нормативы 2020 года, следующее заседание 22 июля (дело № 3а-759/2020). А без нормативов крайне проблематично рассчитать плату за услуги по обращению с ТКО и, соответственно, эту плату взыскать!»

Источник: https://vk.com/id21729560?w=wall21729560_1016

Как стало известно “Ъ-Прикамье” депутаты заксобрания и члены краевого правительства обсудили поправки в бюджет Пермского края на 2020-2022 годы. На заседании региональная контрольно-счетная палата (КСП) заявила, что субсидия для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПКГУП «Теплоэнерго» на сумму 757,1 млн руб. не обоснована. В заключении КСП отмечается, что согласно нормативным правовым актам Правительства РФ, экономически обоснованные расходы регоператора должны быть компенсированы за счет тарифа. «Считаем, что на бюджет Пермского края не могут быть переложены затраты предприятия, которые не связаны с тарифным регулированием, а обусловлены действиями (или бездействиями) ПКГУП «Теплоэнерго», – считают в КСП Пермского края.

Также контрольный орган напоминает, что оператор уже получил в 2019 году субсидию на возмещение недополученных доходов на сумму более 1 млрд руб. «Предоставление бюджетных средств не учитывается в тарифе регионального оператора по обращению с ТКО , а является дополнительным источником его деятельности, то есть, финансовой поддержкой, при этом, сама деятельность регионального оператора по обращению с ТКО, является регулируемой и должна осуществляться в рамках законодательства о регулируемой деятельности», – отмечается в заключении КСП. Также контрольный орган предложил дать оценку деятельности «Теплоэнерго» в 2019 году, прежде чем принимать решение о новой субсидии. По словам участников встречи, окончательные решения будут приняты на заседании комитета краевого парламента по бюджету 10 июня и пленарном заседании 11 июня.

Ранее представители регоператора по работе с ТКО утверждали, что субсидия поможет компенсировать средства, недополученные из-за освобождения юридических лиц от платы за обращение с ТКО. В свою очередь, освобождение от платы связано поддержкой бизнеса в пандемию коронавируса.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4373172?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

В Перми изменили тариф на вывоз мусора за 2019 год, сообщили URA.RU в пресс-службе регионального минтарифов. После снижения тарифа чуть более чем на один процент, пермякам должны сделать перерасчет на общую сумму около 13,5 миллионов рублей.

«Тариф скорректирован с учетом позиции четвертого апелляционного суда. Тариф до корректировки составлял 5 299,26 руб./тонна. После корректировки — 5 240,92 руб./тонна. Постановление министерства вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. После этого будет решаться вопрос о перерасчете платы», — сообщили URA.RU в пресс-службе регионального министерства по тарифам.

Всего за вывоз ТКО в 2019 году пермяки заплатили мусорному региональному оператору «Теплоэнерго» 1,23 млрд рублей (1,09 млрд — жители многоквартирных домов, 141 млн — жители частных домов). Общая переплата в связи с принятием нового тарифа составила около 13,5 млн рублей.

! Ожидается, что эту переплату зачтут в счет будущих платежей. Перерасчет будет произведен только после того, как будут утверждены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов. При этом точные сроки утверждения неизвестны.

URA.RU рассказывало, что тариф и нормативы накопления ТКО за 2019 год отменены по инициативе ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт». Сейчас активисты также оспаривают тарифы на вывоз мусора на 2020 года. Ближайшее судебное заседание назначено на 22 июля.

Источник: https://ura.news/news/1052434861

С января 2020 года плата за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) в многоквартирных домах будет рассчитываться, исходя из количества проживающих в квартире, а не по квадратным метрам, как было в 2019 году.

Платеж в многоквартирных домах с 1 января 2020 года составит 72,86 рублей за одного проживающего. Такой тариф установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2019 № 72-о.

Перерасчет платы за 2019 год производится не будет, новый метод расчета вступает в силу с января 2020 года и обратной силы не имеет.

Инструкция по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО (скачать)

С 1 января 2019 года на территории Пермского края деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляет региональный оператор.

Услуга за вывоз и захоронение (обработку, обезвреживание) ТКО исключена из состава платы за содержание жилого помещения и включена в состав платы за коммунальные услуги под названием «Услуга по обращению с ТКО».

Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ предусмотрено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Последствия изменения схемы перевозки и утилизации ТКО жители Прикамья почувствуют в феврале 2019 года, когда придут счета за коммуналку. Согласно решению Региональной службы по тарифам, стоимость тонны мусора составит 3 840 рублей или 3,84 рубля за 1 кг мусора. Норматив для многоквартирных домов — 10,6 кг в год на 1 кв.м, для частных домов — 224 кг в год.

Если брать в расчет квартиру площадью 50 кв.м, то получается, что в месяц она копит 44,17 кг мусора. Вывоз такого объема ТКО ежемесячно будет стоить 169,6 рублей — 3,39 рубля с кв.м. 

Жители частных домов будут платить ежемесячно по 71,68 рубля с человека. При этом, как уточнил регоператор, плата будет взыматься максимум за двух человек, даже если в доме их прописано больше.

В ГУП «Теплоэнерго» отмечают, что плата за вывоз мусора увеличится по двум причинам. Во-первых, в тариф включены маршруты, по которым раньше «возчики» отказывались ездить. Во-вторых, мы будем платить за сохранение экологии — чтобы мусор доезжал до полигона, а не попадал в овраг, ради экономии средств.

Источник - https://properm.ru/news/society/164417/part1/

Министерство природных ресурсов и экологии РФ дало разъяснения по вопросу, кто должен заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора.

«Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее — МКД), собственники частных домовладений (далее — ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД».

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.11.2018 «О реализации положений закона №89-ФЗ» (скачать)

Источник ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72024524/#ixzz5cGVnj8o0

Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 №1572 исключило из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества уборку контейнерной площадки. С 1 января 2019 года поддерживать порядок рядом с мусорными баками должен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

«Мусорная реформа» в стране в самом разгаре: одни регионы уже перешли на работу с выбранным регоператором по обращению с ТКО, другие – только готовятся к этому. Вопросов пока много. Одним из них является вывоз крупногабаритного (КГМ) и строительного мусора. Читайте о том, кто отвечает за это и как оплачиваются эти услуги.

Вывоз крупногабаритного и строительного мусора вызывает вопросы

Главные вопросы, которые возникают в отношении крупногабаритного и строительного мусора, сводятся к тому:

  • включается ли строительный мусор в понятие «крупногабаритные отходы»;
  • является ли крупногабаритный и строительный мусор твёрдыми коммунальными отходами;
  • где такой мусор должен складироваться и накапливаться;
  • кто отвечает за вывоз КГМ и строительных отходов;
  • кто и как оплачивает услуги по транспортировке этого мусора к месту утилизации.

Попробуем разобраться с каждым из этих вопросов отдельно, опираясь на нормативно-правовые акты, регулирующие «мусорную реформу» и сферу управления многоквартирными домами.

Крупногабаритный мусор не помещается в контейнеры

В действующих НПА есть несколько схожих определений, что такое крупногабаритный мусор или отходы (КГМ или КГО). Так, в п. 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 к крупногабаритным отходам отнесены твёрдые коммунальные отходы такого размера, что их невозможно поместить в контейнерах, например, мебель или бытовая техника.

В ГОСТ Р 56195-2014 дано более конкретное определение КГО как отходов производства и потребления. Это предметы, которые утратили свои потребительские свойства. Размеры таких предметов превышают 0,5 метра в высоту, ширину и длину.

Существует ещё одно определение, на которое ссылаются компании, оказывающие услуги по вывозу мусора: КГМ – это отходы, которые не поддаются сжатию и транспортировке в прессующем мусоровозе.

КГМ входит в состав бытовых отходов и вывозится регоператором

Согласно п. 12 ПП РФ № 1156, вывоз крупногабаритных отходов находится в зоне ответственности регионального оператора. Делать он это обязан в том числе по заявкам потребителей.

Складирование КГО для вывоза, согласно п. 11 ПП РФ № 1156, допускается в бункерах, установленных на контейнерных площадках, или на специально отведённых для этого местах. Они должны быть прописаны в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Также в договоре указывается график вывоза крупногабаритных отходов.

Следовательно, крупногабаритные отходы входят в понятие «твёрдые коммунальные отходы» и ответственность за их вывоз и транспортировку несёт выбранный в регионе оператор по обращению с ТКО. Это зафиксировано и в п. 7.1 ГОСТ Р 56195-2014.

Стоимость вывоза крупногабаритного мусора должна быть включена в норматив, установленный в регионе для оплаты услуг регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Дополнительная оплата за вывоз КГО взиматься не должна.

Строительный мусор может повредить мусоровоз

Строительный мусор зачастую также относят к крупногабаритным отходам, ведь он отвечает характеристикам такого вида ТКО: не влезает в стандартный контейнер, не поддаётся сжатию и транспортировке обычным мусоровозом. При этом, как правило, строительные отходы имеют большой вес, а порою представляют опасность для здоровья человека.

Строительный мусор – это все отходы, что образуются при демонтаже, ремонте или строительстве в многоквартирном доме. Это не только бетон, кирпичи, куски металла, но также демонтированные двери и окна, снятый линолеум, старые обои и прочее. Его можно подразделить на:

  • непосредственно строительный мусор,
  • упаковочные материалы,
  • отделочные материалы.

В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался.

Вывоз и утилизация подобных отходов должен производиться отдельно от ТКО. За нарушение данного правила предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.

Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору

Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 ПП РФ № 1156). Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.

Занимаются сбором и вывозом строительного мусора специализированные компании, в том числе региональные операторы по обращению с ТКО, за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утверждённый норматив регоператора.

Если кто-то из жителей в многоквартирном доме затеял ремонт, то он не имеет права вынести и разместить образовавшийся строительный мусор на контейнерной площадке. Он обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.

Решение о централизованном вывозе строительного мусора принимается на ОСС

Другой вариант: если ремонт делают сразу несколько собственников или почти все, например, в новостройке. В таких домах образуются спонтанные свалки строительного мусора.

В этом случае управляющая домом организация, если таковая уже выбрана, либо сами собственники могут заключить договор на вывоз строительного мусора, определив место для сбора отходов и график вывоза. Выбранная компания устанавливает специальный открытый контейнер для строительного мусора, куда жители дома обязаны складывать строительные отходы.

При этом на общем собрании собственники должны утвердить включение платы за эту услугу в плату за содержание жилого помещения или отдельной строкой за жилищную услугу по вывозу строительного мусора, а также утвердить размер платы за неё. За дополнительную услугу при этом должны проголосовать собственники, обладающие более чем 50% от числа голосов участников ОСС (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

Важно помнить

Управляющие организации и ТСЖ, а также жители многоквартирных домов должны разделять понятия бытового крупногабаритного мусора и строительных/ремонтных отходов.

Бытовые крупногабаритные отходы входят в состав ТКО, за их вывоз отвечает региональный оператор. Плата за вывоз КГМ включена в тарифы и нормативы выбранного регоператора.

Строительный мусор не относится к ТКО и не входит в зону ответственности исполнителя коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Его вывоз производится по отдельному договору с регоператором или иной специализированной компанией за дополнительную плату.

Управляющая организация или ТСЖ при этом должны следить за порядком на контейнерных площадках, если они расположены на земельном участке, включённом в состав общего имущества многоквартирного дома.

Поэтому УО следует информировать жителей дома о порядке и месте складирования крупногабаритного мусора, графике его вывоза, а также о том, каким образом они должны избавляться от строительных отходов.

Источник: https://roskvartal.ru/vyvoz-tko/10136/kto-otvechaet-za-vyvoz-krupnogabaritnogo-i-stroitelnogo-musora

Уже больше трех месяцев Пермский край живет по новым правилам вывоз твердых коммунальных отходов. Рассказываем, что краевым чиновниками удалось (или нет) реформировать в сфере вывоза мусора.

О чем речь?

С 1 января 2019 года в Пермском крае (как и большинстве территорий России) заработала новая схема перевозки и утилизации твердых коммунальных отходов. В регионе появился «мусорный» оператор ГУП «Теплоэнерго» (100% принадлежит Министерству ЖКХ и благоустройства Пермского края) и новая схема сбора и транспортировки мусора. Договор на 22,2 млрд рублей с оператором заключили на 10 лет. Согласно условиям соглашения, за эти деньги оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Пермского края.

Необходимость изменений на рынке краевые власти объясняли его запущенностью, а федеральные чиновники говорил о необходимости повысить уровень переработки ТКО. В конце 2018 года в стране перерабатывалось менее 10% отходов, когда в развитых странах эти показатели составляют 60–80%.

Главное отличие новой схемы от старой — усиление контроля за сферой со стороны властей. Раньше каждый дом выбирал организацию, которая вывозит мусор, исходя из предложения рынка, сравнивая стоимость и качество услуги. Теперь все УК и ТСЖ заключают договор с региональным оператором, который собирает плату и потом рассчитывается с подрядчиками (всего их 11), выбранными по результатам конкурса.

Генподрядчики, в свою очередь, имеют право заключать договоры субподряда с другими организациями. Таким образом во многих территориях фактический возчик мусора не изменился, но стоить коммунальные отходы для жителей края стали дороже — 3,39 рубля с кв.м в многоквартирных домах и 71,68 рубля с человека в ИЖС (но максимум с двух человек).

Траты Пермского края на новую схему работы с ТКО в 2019 году. 3,82 млрд — общий объем затрат, в который входит содержание регионального оператора, инвестиции на захоронение и рекультивацию мусора, расходы на содержание полигонов и оплата работы «возчиков».

 

Первый блин

Начало работы мусорного оператора пришлось на новогодние праздники, пожалуй, самое сложное время в году в плане качества работы коммунальщиков. В ожидании того, что на контейнерных площадках будет коллапс, власти Прикамья создали «Краевой оперативный штаб». Также чиновники организовали круглосуточную «горячую линию», по которой жители края могли сообщить о проблемах с вывозом мусора.

По официальным данным, праздники все отработали хорошо. С 1 по 8 января на полигоны Прикамья вывезли 6,5 — 7 тыс. тонн мусора, а среднее время реагирования на жалобы (которых было около 800) составило 6 часов. Однако читатели Properm.ru неоднократно присылали в редакцию фотографии контейнерных площадок, заваленных мусором. В большинстве случаев пермякам приходилось ждать реакции больше суток. Тогда ГУП «Теплоэнерго» связал эту проблему с плохим качеством работы ТСЖ и УК, которые обязаны убирать мусор вокруг контейнеров, и заставленностью дворов автомобилями (это якобы мешало проехать мусоровозам).

Проблема с чистотой вокруг контейнеров не решена до сих пор. Мусор разбросанный во дворе дома Компрос, 11. Фотография опубликована в соцсети «ВКонтакте» 15 апреля 2019 года. Источник: «Подслушано Пермь».

«Бунт» прикамцев

Увеличение платы за ТКО (которая из жилищной услуги перешла в разряд коммунальных), организация самой схемы и качество работы «возчиков» вызвало возмущение у жителей региона. Общественник Денис Галицкий решил оспорить через суд нормативы накопления мусора (разбирательство еще продолжается), также в суд обратилась Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт». Кроме этого, компания «Буматика» (занимается сбором, сортировкой и утилизацией отходов) сейчас оспаривает в суде тариф на захоронение ТКО, утвержденный РСТ Пермского края. В «Буматике» считают его убыточным.

Недовольство схемой высказали не только пермяки. Успешный «бунт» произошел в Чернушке. В конце 2018 года жители узнали, что к ним планируется возить мусор со всех соседних территорий. Они отправили губернатору Максиму Решетникову 8,5 тыс. подписей и «победили» — ГУП «Теплоэнерго» скорректировал схему таким образом, что полигон в Чернушке стал принимать только «родные» отходы, а мусор соседних районов распределили по другим полигонам. Вместо 13 полигонов, как это было в начале года, принимать ТКО стали 19. Региональная схема была дополнена площадками в Очере, Нытве, Губахе, Чайковском, Лысьве и в деревне Ключики Пермского района.

«Мусорная» реформа в цифрах

Объемы вывезенных отходов

Как сообщили Properm.ru в пресс-службе ГУП «Теплоэнерго», в январе и феврале на полигоны вывезено более 100 тысяч тонн отходов (в январе — 50,2 тыс. тонн, в феврале — 52 тыс. тонн). Это на 17% больше, чем было в прошлом году.

47% всех отходов принимает полигон в деревне Софроны. Туда свозятся отходы из Перми и поселений Пермского района. Второй по количеству принятых отходов полигон в Березниках (13% отходов). Меньше всех принял полигон в Кизеле — около 1% отходов.

Сколько мусора поступило на полигоны в марте неизвестно, регоператор пока ведет подсчеты.

Жалобы пермяков и нарушения «возчиков»

В первом квартале жители Прикамья обратились к региональному оператору с жалобами 5,2 тыс. раз. По каждому обращению было выдано предписание по устранению. Как утверждает регоператор, все они выполнены на 100%, а среднее время реагирования на предписание составило 10 часов. Несмотря на большое количество обращений, ни к одному из возчиков со стороны ГУП «Теплоэнерго» не применялись санкции. Для этого якобы нет оснований, поскольку все нарушения устраняются в установленный договором срок — не более двух суток.

В январе и феврале 90% жалоб жителей касалось переполнения контейнеров и несвоевременного вывоза мусора. В марте и апреле на несвоевременный вывоз стали жаловаться в 18% случаях, остальные жалобы (72%) касаются содержания контейнерных площадок. «Тематика обращений говорить о том, что работа с возчиками по вывозу мусора отрегулирована. В настоящее время совместно с муниципалитетами, краевым правительством и контролирующими органами необходимо решить вопросы содержания контейнерных площадок», — заявляют в пресс-службе ГУП «Теплоэнерго».

«Острые» вопросы

Вопрос содержания контейнерных площадок и мусорокамер регоператор называет «одним из острых». Согласно принятым в 2018 году изменениям, территория, на которой расположены контейнеры, должно убирать собственником участка, УК или ТСЖ.

Также у ГУП «Теплоэнерго» появилась проблема взаимодействия с бизнесом. Из 43 тыс. юридических лиц только 15% заключили договоры с региональным оператором. «Остальные не спешат этого делать, хотя услуга по вывозу мусора им фактически оказывается», — сообщает пресс-служба предприятия.

Кроме этого, есть проблема с собираемостью платежей. По данным «КРЦ-Прикамье», в январе собственниками оплачено 48,94% квитанций, а в феврале 32,89% квитанций. Средняя собираемость по платежам населения за январь-февраль составила 40,86%. Сколько квитанций оплатили жители региона в марте Properm.ru не сообщили.

Что в итоге — непонятно

По итогам первых месяцев работы новой схемы, Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края сделало вывод, что фактический объем отходов по итогам года составит 600–700 тыс. тонн. Сейчас расчетный показатель составляет 1 млн тонн в год. Исходя из этих данных, высчитанных сотрудникам ПНИПУ, был сформирован тариф за вывоз ТКО. Однако в министерстве не уточнили, когда собираются снизить тариф, исходя из предполагаемых расчетов. Пресс-служба ведомства лишь сообщила, что с учетом фактических показателей ведется работа «по корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин считает, что изменения в схеме работы с ТКО носят только негативный характер. По его словам, в Перми стало гораздо хуже с вывозом и уборкой мусора на площадках (особенно муниципальных). Также он обращает внимание на рост стоимости услуг — до 480% по отдельным домам.

Александр Зотин:

 

 — Главная проблема в монополизации вывоза ТКО и исключении возможности потребителя выбрать возчика приемлемого по цене и качеству. Если просто вернуть все как было, то уже получится неплохо.

Также Зотин отмечает, что новая схема обращения с ТКО никаким образом не решает проблему раздельного сбора мусора и его последующей утилизации. «О какой переработке мусора может идти речь, если в схеме только полигоны, а потребители платят не за фактический объем, а по нормативу? В чем интерес потребителей сортировать мусор, уменьшать его объемы, подвергать его переработке, если им выставляется норматив?» — говорит председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт». По его мнению, истинная цель реформы — контроль чиновников очередным финансовым потоком, а не повышение культуры обращения с бытовым мусором.

Источник: https://properm.ru/news/society/169145/?from=fb&fbclid=IwAR1OCOhB-rBR_EUeUy02KMnF0ZTloWpq8WPcu0ANsgJaPs0XaZ4vktULvSc